МАТЕРИАЛЫ К ИНТЕРНЕТ-ФОРУМУ
ПО ОБСУЖДЕНИЮ ГЕНПЛАНА
ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
(ГОРЬКОГО).
Дмитрий Киняпин.
Об административном делении города.
Вызывает
ярое неприятие намерение ввести округа “по примеру Москвы”.В Москве это
обосновано большой численностью населения – просто невозможно разделить
десятимиллионный город на обычные районы по 200-300 тысяч человек – их будет
слишком много. Но мы ещё явно не доросли до этого уровня. По числу, что восемь
нынешних районов, что шесть “округов” – замена несущественная, непонятно, зачем
это надо. А резко разный размер округов – от 465 тысяч Юго-Западный (а с
Дзержинском в перспективе и все 700 тысяч) до 96,2 тысяч Южный делает их по
сути неуправляемыми. Резко разный размер округов требует и управленцев, и
действий управления совершенно разной квалификации. Создание изолированного “производственного
округа” из Автозавода во-первых, не получится – промышленности много и в других
округах. А во-вторых, требует фактически дублирования проблем управления на
уровне округа (где основная промышленность города) и на общегородском уровне
(где всё равно потребуется обобщать управление.) Всё это дезорганизует
администрацию. И наконец, имеющиеся районы города – овеяны исторической славой.
Как много значат для нас названия Сормово, Канавино, Автозавод, и так далее. И
всё это теперь намереваются одним росчерком пера “упразднить”. Помимо всего
прочего, это чревато отрывом используемых народом старых наименований – а
стереть память людей явно не удастся – от официально используемых. Помимо
путаницы, это просто может углубить пропасть между простыми людьми и властью.
Дмитрий Киняпин.
О вынесении промышленности “за город”.
Кажется,
что вынесение промышленных зон на окраины и вообще за черту города – благо. Но
это вообще просто не получится! На заводы будут должны ездить работать люди – и
явно не со всего города, иначе получатся большие лишние транспортные проблемы.
Но если люди будут жить вокруг “вынесенных” заводов, там затем придётся строить
не только жильё, но и магазины, поликлинники, школы, культурные сооружения,
стадионы и так далее. То есть снова образуются все те города, от которых
пытаются избавиться. Вывод – не заводы надо выносить, а “облагораживать” их,
усовершенствовать экологически, чтобы они могли существовать в городской черте.
Дмитрий Киняпин.
О ставке на логистику.
А вот
логистические центры надо наоборот, полностью выносить за города! Ведь к ним-то
как раз будут повышенные транспортные потоки с загрязнениями атмосферы.
Целесообразнее возить к логистическим центрам из городов обслуживающий их
персонал, чем огромные потоки грузов – в города.
Дмитрий Киняпин.
О разделении бизнес-центра.
Сомнительно и разделение единого бизнес-центра на части в разных районах
города в намерении “снизить транспортные потоки”. Помимо уменьшения
транспортных потоков в каждый такой разделённый бизнес-центр, при этом, видимо,
резко возрастут и потоки между разделёнными “бизнес-частями”. И общие потоки в
целом только увеличатся. Не зря всё равно требуют и новых дорог, и новых мостов
и через Оку, и через Волгу. В целом – разделяй – не разделяй, бизнес-центры с
громаднющими оффисами только множатся, даже обсуждаемый Генплан на это
ориентирован именно в первую очередь. А в “бизнес-центрах” сидят в основном те
самые “посредники”, которых винят и в повышении цен, и в раздутии деятельности,
служащем основой даже нынешнего мирового кризиса. Их надо не развивать, а
сокращать. Но это не просто, для этого нужны другие методы (об этом далее).
Дмитрий Киняпин.
О радиально-кольцевой структуре города.
Новые
дороги в городе явно не помешают. Но следует предупредить – такого эффекта, как
в Москве, от радиально-кольцевой структуры у нас не получится. Это связано с
тем, что в Москве “центр” города в центре, а у нас –
явно сбоку от него. Поэтому любые поездки из конца в конец в Москве естественно
завязаны на объезд центра по кольцевым дорогам. А у нас этого не будет.
Дмитрий Киняпин.
О разгрузке центра от личного транспорта.
Недопущение личного транспорта в центр города (с оставлением его в подземных
стоянках по периметру первого транспортного кольца) практически не даст
желаемого облегчения. В центре города и так живёт не менее 200-250 тысяч
жителей, и у многих из них тоже есть автомобили, ограничивать въезд которых в
центр нельзя. А это всё равно создаст избыточную загрузку улиц.
Дмитрий Киняпин.
О требуемом числе стоянок.
Вообще
совершенно не учитывается, что стоянок для транспорта нужно на куда большую
ёмкость, чем думают. Если в центре города создано 270 тысяч рабочих мест, то и
стоянок нужно как минимум на 50-100 тысяч машин. При типовой многоярусной
подземной стоянке “на круг” в 1000 мест это означает
соответственно 50-100 крупных стоянок. В центре города просто не найдётся
столько мест под площадями, и даже просто по периметру первого транспортного
кольца. А в масштабах всего города стоянок потребуется ещё более!
Дмитрий Киняпин.
О будущем числе автомобилей.
Автомобилей будет гораздо более, чем предполагается Генпланом! При
доведении числа личных автомобилей по американскому примеру до “по
штуке на жителя” и при необходимости на каждый автомобиль по
нескольку мест стоянок – у дома, у работы и у магазинов-учреждений-театров, где
автомобили будут меняться, - в сумме на них потребуется по 70-80 кв.м на
человека. А в сумме с жильём – по 100-120 кв.м. Это требует раздувать город в
гораздо большей степени, чем планируют. И точно также куда более расширять
дороги. Всё это резко увеличивает транспортные концы, требуя увеличения и
времени поездок, и расхода горючего. Для примера – расход горючего в мировых
масштабах для подобного должен составлять многие десятки миллиардов тонн – что
намного более мировых возможностей ТЭКа и поэтому просто невозможно! Но
сокращение числа автомобилей приведёт к полному срыву планов ставки на
автомобилестроение как “локомотив развития экономики”. Всё
это опять требует кардинального пересмотра всей стратегии развития общества.
Дмитрий Киняпин.
О росте жилищных площадей.
Нам всем
пообещали “рост благосостояния” – по 35 кв.м жилья,
автомобили, требующие еще куда больших площадей для стоянок – в сумме до
100-120 кв.м на человека. Это требует многократного – в 5-6 раз – увеличения
площади всех городских строений. Город должен увеличиться тоже в 5-6 раз – а
потом и более, поскольку предела в увеличении жилищных площадей нет, достигнем
35 кв.м, скажут, нужно и 70, и так по сути без конца? Центр города придётся “расселять”, и “строить
жилые кварталы на периферии”. А потом что – расселять и
построенное, и строить новое? Ломать дома, “в
которых слишком мало гаражей”, и опять строить новые? Скажем
прямо – такого сильного увеличения города в будущем новый Генплан совершенно не
обеспечивает!
Дмитрий Киняпин.
О стоимости жизни в новых городах.
Увеличение жилых площадей, естественно, потребует и повышения стоимости жизни.
Рассчёт прост – в два раза возрастёт жилая площадь, вдвое должна будет
увеличиться и квартплата, и платы за освещение и отопление. (Последнее
увеличивает ещё и расход ресурсов, которых уже так не хватает.) А в 5-6 раз –
платы поднимутся и вшестеро? Насколько это вообще реально? Здесь
заметим, что именно неумеренное потребление вызвало нынешний мировой кризис –
так, “ипотечный катаклизм” в Америке явно исходит
прямо из завышенных жилищных площадей – по 70 кв.м на жителя. Мы хотим этого
повторения?
Дмитрий Киняпин.
О мировых тенденциях.
С одной
стороны, как и здесь показывалось, в мировом сообществе существует тенденция к
наращиванию потребления. В этом есть жёсткая необходимость. Автоматизация
приводит к тому, что меньшая часть работающих может производить всё для всех в
обществе. Большая часть людей оказывается лишней и не может покупать товары,
лишая сбыта (и смысла) всё производимое. Стихийно большую часть начали занимать
деятельностью фиктивной – псевдодеятельностью. Так на Западе сейчас “один
работает, а десятеро рекламируют”. И всячески
перепроизводятся товары. Но это путь, повторим, тупиковый, на это просто
физически не хватает никаких мировых ресурсов. Отсюда и нынешний кризис.
Поэтому потребление надо как-то ограничивать. Методы безболезненного
ограничения ненужного потребления вообще-то разработаны и излагаются на сайте в
Интернете www.krahmira.narod.ru (особенно в докладе “Гибельный
кризис цивилизации человека”). Что же касается
непосредственно нового Генплана, то основной и принципиальный недостаток его в
том, что он как раз именно не учитывает указанные мировые тенденции развития –
ни неограниченного наращивания потребления, ни тем более сокращения последнего.
Он просто тупо исходит из сегодняшнего положения дел, наивно считая, что в
будущем фактически никаких изменений не будет. В любом случае действительное
развитие событий его сломает, и его всё равно придётся изменять и переделывать.
Но это будет затруднено тем, что по нему уже успеют наделать множество “ляпов”.
Дмитрий Киняпин.
Об излагаемом.
Излагаемое написано на основе теоретических работ, размещённых на
упомянутом сайте в Интернете www.krahmira.narod.ru. Точнее, на основе этих работ была написана “Записка
о генплане города Нижнего Новгорода (Горького)”, которая может быть
представлена всем заинтересованным сторонам. С автором можно связаться по
телефону в Горьком (831) 436-96-34.
Киняпин Дмитрий Сергеевич.
603005, г.Нижний Новгород (Горький), ул.Нестерова,
д.4-а, кв.25.
Телефон (831) 436-96-34.