Д. С. Киняпин. г. Горький, июнь 2007 г.

КАРДИНАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ

СТИМУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ.

Прежде всего, чтобы ввести даже неподготовленного читающего в курс дела, напомним, о каких серьёзных изменениях в функционировании современного общества идёт речь – повторим вкратце неоднократно уже упоминавшееся во многих работах. Автоматизация приводит к тому, что уже меньшая часть всех работающих может производить всё для всех в обществе. Большая часть людей оказывается лишней и лишённой средств существования. Она не может покупать товары, ставя под угрозу сбыт всего производимого. И чтобы "замкнуть цепь", для большинства членов общества стихийно создаётся фактически совершенно ненужная, фиктивная занятость – псевдодеятельность. На Западе сейчас "один работает, а десятеро рекламируют, управляют и обслуживают". По сути так просто осуществляется ДОТИРОВАНИЕ сбыта всего производимого. Одновременно дотирование деятельности как избыточно-ненужной приводит к тому, что дико завышается и производство всех товаров. Для создания сбыта на фактически ненужный товар реклама массово оболванивает обывателя, раззуживая в "потребителе" желание покупать, внушая, что без новых и новых товаров "нельзя жить". В результате новых товаров действительно постоянно НЕДОСТАЁТ – что бы ни купил человек, ему тут же будет предложено "ещё лучшее", и всё купленное мгновенно обесценится. Удовлетворять желания в таких условиях уже принципиально НЕВОЗМОЖНО. И если парадоксально объективный всё больший избыток благ приводит к вытекающей из этого избытка постоянной их нехватке, то получается, что эту нехватку принципиально нельзя преодолеть "ещё лучшей работой". "Ещё лучшая работа" только ещё больше увеличит тот избыток благ, который и делает блага недоступными – превращая блага в ещё более НЕДОСЯГАЕМЫЕ.

Сделаем выводы – получается, что современная система стимулирования труда в обществе совершенно не даёт возможности получить удовлетворение получаемыми за труд благами. И это входит в самую её основу – если члены общества получат удовлетворение, то "насытятся", и всё общество "остановится". Можно заметить, что это непосредственно связано со всем типом существования цивилизации доныне. От момента её зарождения и до самого недавнего времени производственные возможности цивилизации были в принципе всегда МЕНЬШЕ, чем возможности потреблять членов общества. Вырабатываемых благ из-за этого постоянно не хватало – поэтому, кстати, их также постоянно и присваивали привилегированные классы общества. В результате единственным требованием в обществе объективно было "производить больше". И вся система стимулирования основывалась на простом желании получения благ – и на том, что благ этих всё равно в полной мере не достигнешь. Недостижимые блага постоянно манили человека. Но такая ситуация с очевидностью не могла продолжаться без конца – производственные возможности цивилизации всё растут и растут, а возможности разумного потребления членов общества по сути на определённом уровне просто физически ограничены – больше чем съешь, не съешь, больше чем на себя надеть, не оденешь. И в определённый момент просто обязательно производственные возможности общества должны были ПРЕВЗОЙТИ объёмы способности разумного потребления членов общества. Судя по началу упомянутого развития псевдодеятельности, этот момент и наступил где-то в 50 – 60 гг. ХХ-го века.

Хотя с этим ситуация кардинальнейше изменилась – производственные возможности общества превзошли способности общества разумно потреблять производимое, в принципе обуславливая и возможность полностью обеспечивать все нужды каждого человека – полного удовлетворения людей не произошло. Наоборот, как мы уже видели, постоянная – и всё усиливающаяся – недостача благ у членов общества была закреплена как обязательная. Можно сказать, что бытовавшая до того прежняя система стимулирования деятельности, основанная на постоянной нехватке благ, была инерционно перенесена и в совершенно новые условия – в условия ИЗБЫТКА благ. И именно организовала даже в условиях объективного избытка благ постоянную нехватку последних. Как уже говорилось в других работах, в обществе возникает ПЕРЕСПРОС – искусственное завышение спроса. Искусственно создаваемый спрос, не имеющий уже ничего общего с действительными потребностями людей, принципиально должен теперь постоянно опережать производственные возможности и удовлетворение последними спроса – как пресловутая морковка, подвешенная к телеге перед мордой лошади, к которой лошадь должна тянуться, сама её от себя отодвигая.

Переспрос – искусственное сверхзавышение спроса – не только не даёт удовлетворения людям, делая их несчастными, но и вызывает сверхзавышение также и всех потребляемых ресурсов, крайне сокращая возможное существование человечества, и перезагрязняет окружающую среду – определяя, в частности, зловещее глобальное изменение климата. Т.е. переспрос совершенно не в интересах людей, и от него нужно срочно УХОДИТЬ. Но тогда надо ставить серьёзнейший вопрос – к чему стремиться? Что может стать основой нового стимулирования деятельности? Ведь если в современных условиях старое стремление "работать больше" означает в результате "меньше получать", то "прямо противоположная" попытка устремить людей вообще НЕ РАБОТАТЬ с очевидностью тоже не приведёт тут к какому-то улучшению ситуации?

Для ответа на поставленный вопрос углубимся в рассмотрение осуществления стимулирования в обществе. Повторим ещё раз, что на всём протяжении истории человечества до последнего времени главным определяющим человеческую деятельность фактором был МАТЕРИАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС. Естественно возникший из натурального самообеспечения каждого человека, он гласит – сделал что-то – получи БЛАГО. В развитом обществе всё это приобретает форму ДЕНЕЖНОЙ покупки благ, и материальное поощрение поэтому считают практически обязательным синонимом денежного. Но в принципе, это не так. Как мы увидим далее, в роли материального – т.е. НЕ МОРАЛЬНОГО! – поощряющего фактора могут выступать не только денежные средства, и даже вообще не непосредственно сами материальные блага! Здесь также обратим внимание на то, что примитивное денежное – благами – поощрение деятельности неизбежно устремляет людей для получения большего количества благ и больше работать – а это, как мы уже видели, становится просто уже СОЦИАЛЬНЫМ ЗЛОМ. При "одном работающем на десятерых рекламирующих" необходимой является работа длительностью всего в 1/10 дня – что с очевидностью НЕСОВМЕСТИМО с простым неограниченным стремлением "работать больше". Прежняя "денежная" система стимулирования деятельности поэтому становится неприменимой и по этому поводу.

Чтобы разобраться во всём этом, снова обратимся к понятию псевдодеятельности. При автоматизации производства меньшая часть работающих может производить всё для всех в обществе. Большая часть членов общества тогда в принципе могла бы вообще не работать. Но если большая часть всех людей будет получать всё необходимое просто даром, то не захотят работать и те немногие, чья деятельность действительно ещё нужна. Так что псевдодеятельность создаётся по сути как средство КОНКУРЕНТНОГО ПОДПОРА немногочисленных нужных работающих – как средство обеспечения деятельности последних. В этом принципиальное отличие псевдодеятельности как от традиционного общественного разделения труда – поскольку она не полезный труд, а фиктивная занятость, так и от социального паразитизма – поскольку в отличие от последнего она насущно нужна для данного способа существования общества, имеет явную социальную функцию. Фактически, псевдодеятельность приходится рассматривать уже как дальнейшее РАЗВИТИЕ явления РАЗДЕЛЕНИЯ ТРУДА – когда разделяются уже не разные виды непосредственно нужной деятельности, а РАСЩЕПЛЯЕТСЯ деятельность отдельно на производительный труд, и отдельно на СТИМУЛИРОВАНИЕ этого труда как совершенно отдельный и обособленный самостоятельный вид деятельности!

В принципе, это получается очень глупо – при современном соотношении "один работает, а десятеро рекламируют" выходит, что "стимулированием", обеспечением желания работать ОДНОГО занимается целая орава в десять человек – поистине буквально "один с сошкой, а десятеро с ложкой". И с неизбежным дальнейшим повышением производительности труда это соотношение в будущем только ещё ухудшится. На обеспечение фиктивной деятельности тоже нужны средства производства, т.е. впустую растрачиваются материальные блага, так что всё это ещё и очень неэффективно и расточительно. Блага по сути перестают быть объектом потребления и превращаются в "средство стимулирования деятельности". Причём деятельности по производству этих самых благ, которые фактически обращаются в САМОСТИМУЛЯЦИЮ, опять полностью уходят от людей, от службы последним. Но сейчас обратим внимание не на это. В псевдодеятельности мы имеем целых ДВЕ разных системы стимулирования – одну глобальную, действующую в масштабах всего общества систему конкурентного подпора действительно нужных работающих, и другую прежнюю систему "денежного" поощрения работающих, которая обеспечивает действия одновременно как в области самой нужной деятельности, так и в области отделённого "обеспечения" этой нужной деятельности. И очевидно, что главной и определяющей из них является ГЛОБАЛЬНАЯ СИСТЕМА конкурентного подпора, которую теперь только ПОДДЕРЖИВАЕТ – обслуживает система "денежного поощрения", непосредственно связанная с благами. (Которая зато, как мы видели, практически полностью замыкается сама на себя, и денежно "стимулирует" саму опять же "систему стимулирования", уже вторую – получая явно избыточное "масляное масло".) Главной, повторим, является конкурентная система – ведь "денежная" именно НЕ СПРАВИЛАСЬ с современным стимулированием труда – именно потребовав конкурентного подпора. Соответственно будет закономерен вопрос – а нельзя ли тогда построить систему стимулирования деятельности в обществе как ЧИСТО КОНКУРЕНТНУЮ, не связанную уже непосредственно с деньгами и благами, из-за проблемы потребления которых возникают, как мы видели, такие большие сложности, нелогичности и избыточности?

Так мы естественным образом приходим к неоднократно описанной ранее идее непосредственного СОРЕВНОВАНИЯ всех людей за рабочие места с вытеснением работающих с любых мест при лучшей работе каждого вновь появившегося претендента. При этом каждый стремится работать как можно лучше, поскольку при "лени" его тут же вытеснят другие желающие трудиться. Но только этим мы ещё не решили поставленной задачи – не ушли от порочного стимулирования деятельности деньгами и благами. Ведь именно разный доход на разных местах тут заставляет людей стремиться на "лучшие" рабочие места и приводит в действие всю "конкуренцию". Так что пока устраняется только необходимость каждого работающего в случае самостоятельной работы самому покупать себе дорогостоящие средства производства – одна из неэффективностей частной собственности. (См. книгу "Неизбежность общества без власти, или распределённого общества".) Это уже кое-что, но этого явно недостаточно. И так совершенно не решается одна из самых главных проблем – проблема того, что действительно нужных рабочих мест МАЛО, и их также явно НЕ ХВАТИТ на всех, не устраняя по сути необходимости в псевдодеятельности.

Как оказывается, упомянутых двух "зайцев" вопреки известной поговорке можно убить одним выстрелом. Для этого достаточно УРАВНЯТЬ все рабочие места по получаемому доходу, и сделать их заведомо МНОГО – "нарезать" из всех имеющихся физических рабочих мест условные "порции" в 1/3 – 1/5 среднего дохода в обществе. Как легко понять, при этом таких "равных порций" будет автоматически приходиться по 3 – 5 в среднем на каждого человека при любой физической потребности в действительно нужных рабочих местах. И их заведомо будет хватать на всех. Одновременно равнодоходные "порции работы" будут по прежнему ОТЛИЧАТЬСЯ друг от друга – различаться ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ работы на них, по ВРЕМЕНИ зарабатывания этого "равного дохода". Ведь из физических мест работы с высоким сейчас уровнем дохода тогда "нарежется" МНОГО "равных порций". И каждая будет непродолжительной по времени. А из мест с низким доходом и "порций" получится меньше, работа на них будет более длительной. И вот это приводит к совершенно неожиданному и принципиально отличающемуся от прежнего результату.

Если абсолютно равные по доходу "порции работы" будут отличаться друг от друга ВРЕМЕНЕМ работы на них, то в сочетании с системой свободного соревнования за рабочие места это окажется вполне достаточным для функционирования системы стимулирования деятельности в обществе! Ведь ясно, что каждый предпочтёт даже совершенно одинаковую зарплату получать, работая за это всего час-полчаса, а не все четыре. И новая система будет эффективно устремлять людей трудиться даже в принципе при абсолютно РАВНОЙ ОПЛАТЕ ТРУДА.

Последнее особенно интересно, так как оправдывая социальное неравенство и богатство, сейчас стало модно утверждать, что "равная оплата труда-де невозможна, поскольку полностью стирает заинтересованность в труде". Как мы можем видеть – ничего подобного! И описанная система стимулирования труда основана не на какой-то мифической и в массовом воплощении в обозримом будущем очень сомнительной "сознательности", а на совершенно РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ заинтересованности – заинтересованности явно материальной, поскольку различия в продолжительности труда это что-то несомненно материальное – но совсем не денежной! Причём если в первом приближении к проблеме уравнивания оплаты за труд – см. например, статью "Мифы и правда об уравнительной оплате труда", сначала написанную как самостоятельную, а потом внесённую в приложение к книге "Общество: регулирование без управления" – трактовалось, что возможности (таланты) у людей разные, и потому платить за работу надо не по результату её, который одному человеку даётся легко, а другому трудно, а ПО СТАРАТЕЛЬНОСТИ – за то, насколько полно человек использует в труде свои возможности – что при равной оплате разных специальностей требовало ещё разной платы в зависимости от "лени", причём совершенно неясно было, как эту самую "лень" определять, и как отделять её от "неумения" и "отсутствия способностей", то теперь всё организуется само собой. Ленящийся человек, как и неспособный к сложной работе, просто автоматически вытеснится в соревновании с другими на самые длительные по продолжительности, на худшие "рабочие места" – на самую низшую ступень социальной лестницы. А если и там не будет работать – не получит вообще ничего. Но это не людоедство – при желании работать (или обучаться – см. указанные дополнительные работы) для этого будут все возможности. Так что и при абсолютно равной оплате для всех может совершенно не быть никакого иждивенчества!

Мы уделили столько внимания возможности абсолютно равной оплаты труда в обществе, поскольку это важно и с точки зрения идеологической, и с точки зрения экономической – с точки зрения эффективности общественных циклов. Ведь очевидно, что если в обществе нужен, условно говоря, "рубль", чтобы заставить действовать бедняка, и "сто рублей", чтобы заставить действовать богатого, то в сумме на стимулирование действий в обществе нужен "101 РУБЛЬ". Если же и "богатый", и "бедный" будут стимулироваться одинаково "одним рублём", то потребовалось бы всего "2 РУБЛЯ" – несоизмеримо менее! И тогда при практически равном результате в обществе можно было бы либо всем получать намного больше, либо работать – и тратить невосполнимых ресурсов – также намного меньше. Система стимулирования труда всех равной оплатой – т.е. неденежное стимулирование – намного экономнее, она позволяет не тратить подавляюще большую долю благ в обществе на одно обеспечение только самой системы "стимулирования" труда – хотя намного вернее было бы назвать нынешнюю ситуацию не стимулированием, а СИМУЛИРОВАНИЕМ деятельности! Новая система – именно потому, что она не связана с благами, неденежная – позволяет не обманно только МАНИТЬ людей благами, а на деле ДАТЬ людям их – и впервые в истории людей достичь полного УДОВЛЕТВОРЕНИЯ.

Хотя, как мы теперь видим, абсолютно уравнительная оплата труда вообще в принципе вполне возможна, на практике всё же предпочтительнее не совсем полная её реализация. Количество равных "порций работы" для одного работающего предлагается НЕ ОГРАНИЧИВАТЬ – таким образом, доход людей в обществе может всё-таки варьироваться. (При сохранении основного принципа справедливости его получения – каждую "порцию" надо "завоёвывать" в соревновании заново. И поскольку это вообще не так уж и просто, то очень много "порций", СОРЕВНУЯСЬ за каждую, получить нельзя, и разница в доходах на деле будет не такой уж и значительной, куда меньшей, чем сейчас. К тому же и на такие доходы, назовём их по прежнему "платой за найм", хотя это название тут теперь уже и не совсем точно – целесообразно было бы распространить принцип общего ограничивания доходов, действующий во всём обществе – см. далее.) Это варьирование дохода объясняется не только тем, что "так привычнее", но главным образом тем, что при ограничивании работы строго одной "порцией" на человека для слежения за этим явно необходим сложный госаппарат со многими надзирающими – а при просто свободном соревновании за "места" такой госаппарат в принципе НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН. Не углубляясь здесь в детали, скажем только, что в других работах – в частности, в уже упоминавшейся книге "Общество: регулирование без управления" – уже показывалось, что при этом возможно низовое саморегулирование общества непосредственно низовыми действиями людей, не нуждающееся уже в непременном обрамлении централизованным госуправлением. Все функции регулирования общества могут осуществлять просто люди, стихийно соревнующиеся за работу и взаимодействующие друг с другом по этим новым правилам – в том числе и поддерживая эти сами правила! И это очень важно, так как отсутствие – или по крайней мере существеннейшее урезание госуправления – крайне необходимо для разумного ограничивания избыточных благ, поскольку директивное ограничивание последних – как также неоднократно показывалось – ни к чему хорошему не приводит. Люди будут только раздражены насилием руководителей "по ограничению" – не говоря о том, что последние могут и объективно совершенно ошибаться в "ограничении". (Существуют объективные НЕВОЗМОЖНОСТИ оценивать "ненужность" деятельности.) Точно так же ведь умозрительно вроде возможна и директивная уравнительная оплата труда – когда начальник велит всем делать самочинно определяемую им работу и наказывает за "лень" при ней – "невыполнение плана" – по собственному самодурскому мнению, платя фактически сколько ему вздумается. Но ясно, что вот такая необъективность только разозлит людей, и не будет стимулировать труд. И если подобное и проходило когда-то в условиях, когда благ принципиально недоставало и всё равно было неизбежно недостаточно, то теперь, когда благ в принципе уже может с успехом хватать на всех, все недостатки такого "управления" резко обостряются, и такое "ограничение" уже совершенно неприемлемо.

Возвращаясь непосредственно к описанию новой системы стимулирования труда, скажем, что описанное "соревнование" с очевидностью годится только для "массовой", ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОЙ деятельности – которой, впрочем, большая часть в обществе. Не только рабочий у станка может делать "что скажут", с лёгкостью переключаясь на новую работу, но и большая часть инженерных работников – которым фактически всё равно, что проектировать, врачей – кого лечить, и так далее. Но существуют всё же виды деятельности, которые требуют полной на них сосредоточенности – наиболее сложная часть творчества, управления и т.д. Такая деятельность явно не может быть разделена на "порции" и передана разным людям без ущерба для её осуществления. Поэтому для неё было предложено другое решение. Оно заключалось в ограничении ЛИЧНЫХ доходов, которыми каждый человек может распоряжаться как ему вздумается, по принципу сверхпрогрессивного налогообложения ставя предел так, чтобы в принципе нельзя было получить более 3 – 5 средних доходов в обществе при ЛЮБЫХ зарабатываемых суммах. Таким образом обеспечивается та же равная оплата труда. Стимулирование же осуществляется посредством введения УПРАВЛЕНИЯ всей остальной совершенно неограничиваемой частью доходов самим их заработавшим – но только СТРОГО НА ПОЛЬЗУ ОБЩЕСТВА – на развитие своего или чужого производства, или социальной сферы – на строительство и содержание больниц, школ, музеев-стадионов, развитие науки, и т.д.

Как легко видеть, и это предложенное решение удовлетворяет всем описанным ранее критериям "нового стимулирования". Оно тоже не требует глобального госаппарата для своего осуществления. Не имея возможности потратить большие доходы на себя, любой "управляемый" так просто вынужден вкладывать их непременно либо в развитие производства, либо в общество. А как именно это произойдёт – не так уж и важно. И за этим можно не следить централизованно, неизбежно, как уже говорилось, ошибаясь при этом, неправильно ограничивая деятельность и раздражая людей. А тут – всё опять автоматически само идёт только на пользу людям. И даже если какие-то доходы в таких условиях вообще не будут использованы частью "владельцев", то даже и это по сути не повредит – так как тогда деньги по законам макроэкономики будут просто исключены из оборота, рынок будет балансироваться без них, и они фактически просто как бы "исчезнут" из обращения. А следить за непревышением ограниченных доходов очень легко. При равной оплате все доходы будут очень близки друг к другу, близко и имущество, которым "законно" могут владеть люди, и достаточно контролировать только отсутствие роскошной НЕДВИЖИМОСТИ, домов–вилл–дворцов, которые совершенно не скроешь и не утаишь, и которые заметны каждому. Не будет "дворцов" – не будет нужно и много мебели, бассейнов, уймы одежды и т.д. И если вдуматься, совершенно бессмысленно торговать подпольно, скажем, "бриллиантами" – а легальных магазинов по торговле ими не будет, это явное излишество, на которое у людей просто НЕ МОЖЕТ быть легальных доходов. Бессмысленно, повторим, покупать – продавать "бриллианты", если их совершенно НЕЛЬЗЯ ПОКАЗАТЬ. Так что не имея дворца, не имеет смысла стремиться к драгоценностям. И не имеет смысла продавцу–барыге даже подпольно продавать их, если он в свою очередь не будет иметь возможности купить дворец – на что ему тогда вообще деньги, которые совершенно нельзя потратить?

Повторим, что "ограничение личной части доходов" первоначально трактовалось как предназначенное только для отдельных категорий работающих, труд которых просто плохо поддаётся разделению на "порции". Но заметим, что этот же принцип было бы рационально распространить и вообще на всех. Это не только опять УНИФИЦИРОВАЛО бы все общественные правила и облегчило бы соблюдение последних, но и главное, дополнительно обеспечило бы ещё более надёжное функционирование новой системы стимулирования в условиях сколь угодно КОРОТКОГО рабочего дня. Выше уже говорилось, что стремление получать как можно больше благ заставляет каждого работать "как можно больше", "до упора", до физического предела напряжённости. А это в условиях переполнения возможностями уже совершенно не нужно и даже категорически вредно. Ограничение личного дохода и всех простых тружеников, которым не нужно из "общественной части" дохода обеспечивать своё личное творчество, именно привело бы к тому, что "работать очень много" стало бы бессмысленно – всё равно это никакой прибавки в располагаемых доходах не даст. Но при этом совершенно не пострадает эффективность стимулирования труда в течении и сверхкороткого рабочего дня – поскольку опять-таки трудно представить себе такого оригинала, который намеренно предпочёл бы НЕКВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ, грубый труд в течении многих часов – например, вроде метения улиц вручную – чем быстро, в куда более комфортных условиях квалифицированно зарабатывать те же самые деньги, чтобы затем с гораздо большим толком и удовольствием использовать оставшееся время для куда более интересных занятий самодеятельностью, спортом, путешествиями, и т.д. Система тут опять надёжно сработает – поскольку принципиально ориентирована не на использование благ в виде "приманки". Но поскольку уровень "ограничения" не задаётся кем-то директивно, а определяется сам исходя из производимой деятельности (из среднего дохода за предыдущий период, причём в несколько раз БОЛЬШЕ среднего дохода), то остаётся вполне достаточно свободы для его роста, и развитию действительно НУЖНОЙ деятельности тем не менее ничто не препятствует. Таким образом, устанавливается строгий БАЛАНС – ровно столько действия, сколько нужно, не больше, и не меньше! (Заметим, что такую роль естественного ограничителя труда играет и само "соревнование" как уже говорилось, много "порций", постоянно соревнуясь за каждую, получить совсем непросто. Это можно ещё дополнительно усилить, введя дополнительное правило, что на одном конкретном предприятии каждый человек может получить только ОДНУ "порцию". Это осложняет получение большого числа "порций" требованием непременно перемещаться при этом с предприятия на предприятие.)

Возвращаясь к "ограничению богатеньких" по описанному методу, снова отметим, что оно опять-таки является и "равной оплатой труда", и "не денежным", но МАТЕРИАЛЬНЫМ стимулированием. Ведь опять-таки каждый предпочтёт даже за совершенно равную зарплату управлять большим предприятием, а не мелкой лавочкой. Но это и не моральное поощрение, так как при больших доходах, используемых только на общественные цели, "поощряемый" так может объективно УДОВЛЕТВОРЯТЬ свои ЖЕЛАНИЯ в области управления, осуществления своей деятельности, которой с жаром отдаётся – и в тем большей степени, чем больше будет у него "доходов". Это так же что-то вполне "материальное" – другое дело, что "желания" теперь приобретают чисто ОБЩЕСТВЕННОЕ звучание. Но это ведь и куда более естественно – "цельно" управлять общественным производством в общественных же интересах, в целях именно этого производства, а не извлекать из общественного производства доход себе, превращая производство из средства удовлетворения потребностей общества в средство удовлетворения только личных интересов "управляющего", направляя производство, получается, уже совсем не на нужды производства и не на нужды общества! (Напомним, что на деле ситуация тут ещё сложней и хуже. Личные интересы, игнорирующие интересы общества, тут вообще подмяты интересами самодовлеющего производства, заставляющего людей зря трудиться, являются фальшивой манией, фактически социальной психической болезнью "управленцев", полностью лишая последних рассудка. А стимулирование не потребляемыми благами, которые при этом по сути уже обеспечиваются – гарантируются всем – "по потребности", как при настоящем коммунизме! – а непосредственно осуществляемой ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ – что в варианте соревнования за лучшую работу, что в управлении доходами – является ростом ОБОБЩЕСТВЛЕНИЯ, т.е. несомненно дальнейшим развитием общества.)

Только что сказанное можно расширить и обобщить. Близкая к уравнительной оплата труда по описанной системе теперь уже в целом – и "соревнование за рабочие места", и "ограничение богатеньких" – не только не манит непосредственно работающих людей недостижимыми благами, заставляя только о последних и думать, но и устраняет зацикленность всех дум управления на выколачивании только как можно большего дохода, на рвачестве. Ведь, например, становится совершенно бессмысленно ПОВЫШАТЬ ЦЕНЫ. Ведь повышение цены по прежнему увеличивает доход предприятия – но это только строго соответственно увеличивает и количество РАВНОДОХОДНЫХ порций работы на последнем – и количество работающих. И всё "добытое" тут же делится во всём обществе. Заработать на этом что-то кому-то отдельному совершенно нельзя. Заметим, что хотя это по идее эффективно ЗАСТАВЛЯЕТ постоянно снижать цены, но ДЕЙСТВУЕТ одновременно и в том случае, если кто-то этого не сделает, просто всё равно автоматически распределяя "несправедливый" доход среди всех людей в обществе. И точно так же действует и упомянутое ОГРАНИЧЕНИЕ ЛИЧНЫХ ДОХОДОВ – заставляющее тратить все излишки строго на всё общество. Здесь опять и нет смысла завышать доходы, и излишние доходы опять автоматически направляются на всех. В итоге общество становится в принципе БЕСКОРЫСТНЫМ. И при сохранении эффективности производства благ – на основе денежного обращения! – никто в обществе о деньгах и благах нездорово не думает.

Хотя это и не имеет непосредственного отношения к заявленной теме данного рассмотрения – стимулированию труда – но последнее сказанное можно дополнить интересным замечанием. Как мы только что видели, новая РАСПРЕДЕЛЁННАЯ всеобщественная система САМА восстанавливает справедливость, выполняя типичную СИЛОВУЮ акцию в обществе – принудительного изъятия "несправедливых" доходов и ПЕРЕДАЧИ их всем людям в обществе. И всё это осуществляется принципиально БЕЗ каких-либо выделенных ОБЩЕСТВЕННЫХ ИНСТИТУТОВ! А ведь для силовых акций в интересах общества ранее традиционно считалось совершенно необходимым наличие выделенной государственности. Всё это показывает, что функционирование общества без государства действительно возможно, исполняя при этом даже очень сложные функции. И это опять является очевидным дальнейшим шагом развития самого общества. (Для большей точности можно дополнить, что конечно, отдельные элементы перераспределения благ в обществе без централизованного управления в принципе были известны и ранее. Так, например, "рыночные отношения", именно известное из классической политэкономии "выравнивание нормы прибыли", устремляя предпринимателей заниматься более выгодной деятельностью, создавая переизбыток такой деятельности и снижая там доходы, тоже выравнивает доходы во всём обществе. Но во-первых, это выравнивание только ЧАСТИЧНО – наряду с ним действуют и отношения частной собственности, приводящие к прямо противоположной самоконцентрации благ – см. упомянутые книги. И поскольку, как именно отмечали здесь ранее, как раз имущественное неравенство и приводило тут в действие всю "конкуренцию", т.е. механизм выравнивания, вообще прекращая последнее при уменьшении неравенства – выравнивание в принципе не могло стать полным. Опять "блага" порочно подавляют всё. Также "чисто рыночное выравнивание" происходит только через длительные циклы физического создания (строительства) и разорения предприятий – и происходит и с потерями (предприятие должно фактически погибнуть), и очень замедленно. И явно не может исполнять свои функции и в современном быстроменяющемся обществе. Описанные же силовые функции "непосредственно общества" и действуют во всём обществе как ГЛАВЕНСТВУЮЩИЕ, и действуют без задержки, практически МГНОВЕННО – т.е. именно впервые могут быть полностью самостоятельными.)

Завершая рассмотрение, коснёмся ещё некоторых общих закономерностей развития общества. Ранее, в уже упомянутых книгах, расширенный список которых дополнительно приведён в приложении, были рассмотрены некоторые тенденции, здесь же взглянем на всё с позиции именно стимулирования деятельности. Снова заметим, что сначала деятельность стимулируется как НЕЗАВИСИМАЯ от общества, как осуществляемая каждым ИНДИВИДУАЛЬНО – сам что-то сделал, сам и получил. Такая деятельность могла осуществляться в принципе и БЕЗ общества, которого, впрочем, вообще-то тогда и совсем не было. Затем это стимулирование приобретает общественный характер – сначала в форме государственного обрамления, причём даже в форме непосредственно прямого силового принуждения к труду – рабовладения и феодализма, при котором вся деятельность должна контролироваться чисто директивно. Усложнение деятельности приводит к тому, что за ней всё невозможнее осуществлять непосредственный директивный надзор – и стимулирование превращается в "рублёвое", осуществляется "рублём". Так возникает капитализм с элементами опять индивидуального. Затем система стимулирования деятельности на деле становится, как мы видели, ВСЕОБЩЕСТВЕННОЙ, становится глобальным конкурентным подпором. А государство уходит ещё далее от непосредственно стимулирования труда, обеспечивая для последнего только денежное обращение, обеспечивающее конкуренцию – так "обеспечение" вообще-то оказывается уже даже "трёхступенчатым". И отчётливо видно, как в стимулировании труда нарастает человеческое, гуманистическое начало, и уменьшается зависимость стимулирования от государства. А далее, оставаясь всеобщественной, система стимулирования труда в обществе должна полностью освобождаться от государственности и директивности, возвращаясь к непосредственно полностью отношениям ИНДИВИДУАЛЬНЫХ людей – но на уже качественно новом уровне. Кратко подытожим – индивидуальное стимулирование сменяется государственным, государственное – опять индивидуальным, но уже слитом с общественным – соответствуя росту обобществления. Всё это в целом соответствует основным законам диалектики. И соответствует представлениям о необходимости перерастания ВНЕШНЕГО управления обществом во ВНУТРЕННЕЕ его регулирование, концепция чего была приведена в книге "Общество: регулирование без управления" и в статье "Что демократичнее демократии". По этой концепции, кстати, регулирование деятельности в обществе и контроль общества за деятельностью снова непосредственно уже СЛИВАЕТСЯ с самим стимулированием труда в одно единое непротивопоставляемое явление.

Подведём общий итог. Здесь было показано, как с развитием общества система поощрения деньгами–благами вырождается, становясь принципиально неприменимой и не давая в конечном итоге удовлетворения людям. Далее подробно разбиралось, как может действовать новая материальная, но принципиально не денежная, основанная не на поощрении благами система стимулирования. И она впервые даёт возможность удовлетворять людей, осуществляя все их потребности. Поэтому это и важно.

Дмитрий Сергеевич Киняпин.

12 июня 2007 г.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Книги:

– "Неизбежность общества без власти, или распределённого общества" – 2002 г.

– "Общество: регулирование без управления" – 2004 г.

– "Пути перехода" – 2007 г.

Статьи:

– "Что демократичнее демократии" – 2003 г.

– "Переход к новому обществу через промежуточный вариант" – 2006 г.

– "Очевидный кризис общемирового развития" – 2007 г.

С указанными (и другими) работами можно ознакомится в Интернете на сайте: www.krahmira.narod.ru

Киняпин Дмитрий Сергеевич.

603005, г. Н. Новгород, (Горький), ул. Нестерова, д. 4-а, кв. 25.

Телефон (8312) 36-96-34.

С 29 июля телефонные номера заменяются на семизначные, и телефон должен стать (831) 436-96-34.

Используются технологии uCoz