Д.С. Киняпин. г. Горький, май 2008 г.

МЁРТВАЯ ПЕТЛЯ ЦЕН.

Повышения цен стали в последнее время столь стремительными, что законно вызывают пристальное массовое внимание. Цены растут на всё – и уже плачутся, что на Сахалине буханка хлеба вздорожала до 35 рублей! ("Понедельник" № 19.) В повышениях цен винят мировой продовольственный кризис – "много зерна, в частности, идёт-де на производство биотоплива". И действительно, если посчитать, то для замены всей добываемой сейчас в мире нефти при существующей урожайности "биотопливных" культур – и рапса, из которого выжимают масло, и пшеницы на спирт-"биоэтанол" – нынешние посевные площади человечества надо увеличивать в 25-40 раз. (На что в принципе не хватает уже ни просто площади нашей планеты, ни количества наличных людей – даже если все поголовно займутся "выращиванием".) Естественно, даже невозможная попытка такого сильнейшего расширения производства продовольственных культур требует в перспективе просто гигантских производственных затрат – поднимая цены на всё продовольствие в первом приближении в те же 25-40 раз. И это действительно уже определяет зловещий мировой катаклизм. Но сейчас речь пойдёт не об этом. Для повышения цен у нас существует и более близкий во времени ВНУТРЕННИЙ ценовой механизм.

Начнём с того, что показушно "заморозив" к выборам цены, "власть" теперь "заморозку" повсеместно отменяет. Например, в Горьковской области прямо объявили, что цены теперь сдерживать более не будут. ("Нижегородские новости" за 8.04.08.) Правда, спохватившись, позже начали хвастать, что "открывают специальные магазины с социальными ценами". На деле – это микроскопические КИОСОЧКИ на колесиках. (Вкладка "Приволжье" в "Российскую газету – Неделю" за 24 – 30.04.08.) И во-первых, видно – всё это опять показуха, реально много дешёвого хлеба через такие мизерные "торговые точки" не продашь. Но главное – почему они такие маленькие? – Чтобы уменьшить торговые издержки и снизить цену на хлеб. И так фактически признают, что причина повышения цен другая – громадные торговые ИЗДЕРЖКИ – огромные МАГАЗИНИЩИ чуть ли не на каждом углу. Ясно – чем магазины громаднее и фешенебельнее, и чем их больше (и чем больше они выпускают рекламы), тем в большей мере их приходится излишне оплачивать всем покупателям. Таким образом, рост цен подготавливается просто всем ходом "реформ".

И избыточные издержки "власть" только НАРАЩИВАЕТ. Например, в Горьковской же области намечается строительство "сверхгорода-спутника небоскрёбов и торговых центров". На 9,5 млн. кв. м жилья там должно приходится 3,8 млн. кв. м офисов и 2,85 млн. кв. м торгово-развлекательных площадей. ("Аргументы и факты", региональный выпуск № 9.) И можно констатировать – отношение жилья к явно излишней, к так сказать, "паразитной" застройке соответствует тут уже почти 1:1! Соответственно торговые издержки вырастут ВДВОЕ относительно жилья – вдвое же должны подняться и цены. Здесь заметим, что вдвое же – до 35 кв. м на человека вместо нынешних 18 кв. м вознамерились "правители" увеличить и жилую площадь к 2020 г. ("Аргументы и факты" № 12.) А это значит, что платить и за жильё придётся тоже вдвое больше – и общее повышение цен будет уже ЧЕТЫРЁХКРАТНОЕ. Всё это без учёта инфляции – просто вчетверо должна подрасти доля платежей за квартиру в доходах людей, вчетверо должна увеличиться доля платежей за питание – намного больше по сути зарплат! – что опять таки соответствует только полному катаклизму и катастрофе.

Отвлечёмся тут немного в сторону. Правительство озвучило свои новые меры "борьбы с инфляцией". (Рекламная газета "Экстра Н" за 2.05.08.) Главным элементом чего являются призывы к населению "экономить". Т.е. меньше покупать. И это вообще глупо, так как нам всем совершенно безразлично, должны мы отказываться от покупки хлеба потому ли, что последний слишком дорог, или потому, что "надо" абстрактно "снижать инфляцию". А если цены и действительно понизятся от "экономии людей", то это только лишь постольку, поскольку люди "затянут пояса" – а как только захотят по прежнему купить временно даже пусть и подешевевший за счёт отказа от него хлеб и поесть, как цены тут же снова поднимутся как минимум до прежнего уровня. Так что видно – никакого действительно плана борьбы с ценами у "правителей" нет. Но неясно другое – как всё это должно сочетаться – призывы "экономить" и, как уже говорилось, НАРАЩИВАТЬ потребление – увеличивать вдвое жилые площади, покупать больше мебели, одежды, машин – превращаться в обещанный "средний класс"?! И какой удар нанесёт по промышленности "сокращение потребления" вместо развития?! Увеличение потребления раздувает цены, снижение цен "экономией" сокращает производство, потребление и благосостояние – и всё это в принципе НЕ СОВМЕЩАЕТСЯ. И, повторим, "власть" демонстрирует, что ничего с этим поделать НЕ МОЖЕТ.

Вернёмся к тому, что безудержные траты копируются нашими блестящими "правителями" с Запада. А там это оказывается сугубо необходимо. Поскольку автоматизация там привела к тому, что меньшая уже часть всех работающих может производить всё для всех членов общества, большая часть людей оказывается "лишней", лишённой средств существования и не может покупать производимые товары, лишая производство сбыта. Чтобы разрешить это затруднение, Запад пошёл по сути по очень глупому пути – стихийному созданию НЕНУЖНОЙ, фиктивной деятельности – псевдодеятельности. На Западе только "один работает, а десятеро рекламируют, управляют и обслуживают". Множество чисто ненужной "деятельности" по сути просто лишь дотирует спрос. Отсюда и излишние торговые и жилые площади, и глупый менеджмент с ненужными офисами, и дикое перепроизводство всех товаров – т.е. ПЕРЕСПРОС. Подчеркнём, что на деле такое "фонтанирование" избыточностью получается очень убого и ограниченно. Реклама раздувает желание покупать и покупать, внушая, что "без некупленных товаров нельзя жить". И в результате всего уже купленного человеку действительно в принципе не хватает – ему тут же предлагают купить ещё и ещё. Это неизбежное следствие достигнутого производственного изобилия – когда могли бы быть удовлетворены все люди. Но если они удовлетворятся, то перестанут стремиться работать, и всё западное общество остановится. Поэтому в людях приходится разжигать постоянное стремление ко всё новым и новым благам – удовлетворить которое в принципе невозможно. И потенциальное изобилие на деле оказывается принципиальной нищетой. Запад – это в буквальном смысле слова ситуация, когда всё сверхобильно только "течёт по усам, а в рот не попадает".

Сказанное опять-таки даёт ключ к пониманию ситуации с нашими ценами. Копирование "реформами" западного "одного работающего на десять рекламирующих" закономерно привело к тому, что и у нас теперь рекламировать стало десятеро, а работать – только ОДИН. И это сразу же создало ситуацию ДЕСЯТИКРАТНОЙ недостаточности и истощения. Именно поэтому у нас тотальная нищета, не возобновляется промышленность, низкие зарплаты и пенсии, недостаточно ничего. А с точки зрения цен это означает необходимость вдесятеро повысить отдачу от деятельности – необходимость (как мы и приходили к этому выводу ранее) ДЕСЯТИКРАТНОГО РОСТА ЦЕН. Причём роста цен каждого производителя "относительно всех остальных". И это сделать попытались – сразу после начала "реформ", когда цены и "обвалились". Каждый действующий пытался тогда именно их повышать, опередив окружающих. Но одновременно всем повысить так цены невозможно, повысит один – повысит и другой, и прежнее невыгодное соотношение цен останется. И постепенно цены "приостановились", "упёрлись друг в друга" – повторим, на уровне явной НЕДОСТАТОЧНОСТИ их для сведения концов с концами. И долго это истощение продолжаться в принципе не могло. Поэтому рано или поздно, но неизбежно должна последовать новая отчаянная попытка хоть как-то "выправить дела" – с резким поднятием цен. И опять-таки в первом приближении при десятикратном истощении цены должны подниматься, повторим, тоже ДЕСЯТИКРАТНО – напомним, не просто так, а совершенно невозможно друг относительно друга.

С точки зрения вышеизложенного надо было обязательно ждать резкого взвинчивания цен. Но в отличие от ситуации 90-х годов, у населения сейчас совершенно нет денег, и переплачивать излишнее по повышенным ценам люди просто не могут. Поэтому после поднятия цен следует резкий провал СПРОСА. И он, похоже, уже наступил. Хлеба стали есть меньше – во многих областях сократился вес продаваемой буханки хлеба, потребление молока уменьшилось на 8-10%, кефира – на 14%. ("Аргументы и факты" № 18.) Сокращают даже пассажирские авиаперевозки – нет пассажиров. ("Аргументы и факты" № 19.) Значит, сокращение затронуло даже уже СОСТОЯТЕЛЬНЫХ людей, а не только нищих бабушек на пенсии. Сокращается и доля накоплений в доходах людей. ("Аргументы и факты", региональный выпуск № 18.) Как будут теперь развиваться события далее? Отсутствие спроса вызовет падение цен, а затем, поскольку причина роста цен не снимается, новый их взлёт – начинаются СКАЧКИ цен?! Одновременно с сокращением потребления будут происходить и ОСТАНОВКА целых отраслей промышленности – всё более резкое взвинчивание цен на хлеб и также всё более резкое падение цен на "кофемолки", делающее невозможным выпуск последних?! И в результате последует и массовая безработица, ещё более усугубляющая ситуацию. И сказанное не пустые слова, например, Нижегородская ассоциация промышленников и предпринимателей уже отправляет обращения к Медведеву, в которых сообщается о назревшей угрозе остановки всей промышленности в области – и именно из-за отсутствия спроса на её продукцию! ("Нижегородские новости" за 29.04.08.) И это происходит явно не в одной отдельно взятой области. И бесполезно теперь призывать людей "напрячься и поработать лучше" – если оставаться в рамках копирования западного капитализма и "общества потребления". Абсолютно все методы действий на Западе – методы, как уже говорилось, псовдодеятельности и наращивания НЕЭФФЕКТИВНОСТИ. Соответственно ещё большее развитие их будет неэффективность только УВЕЛИЧИВАТЬ – ещё более ухудшая положение, останавливая, повторим, производство и невозможно-резчайше взвинчивая цены. Всё это означает полную дестабилизацию, хаос и агонию. Всё это в любом случае вообще рано или поздно неизбежно. И всё это, похоже, начинает всё более происходить непосредственно именно уже сейчас!

Дмитрий Сергеевич Киняпин.

13 мая 2008 г.

ЛИТЕРАТУРА:

– "Очевидный кризис общемирового развития" – 2007 г.

– "Кардинальное изменение системы стимулирования деятельности в современном обществе" – 2007 г.

– "Краткая пояснительная записка о том, что означают последние резкие повышения цен" – 2007 г.

– "О некоторых упражнениях в области нестационарной рыночной экономики. (Или как конкретно происходит сейчас агония общества.)" – 2007 г.

С упомянутыми работами – а также со многими другими – можно ознакомиться в Интернете на сайте: www.krahmira.narod.ru

Киняпин Дмитрий Сергеевич.

603005, г. Н. Новгород (Горький), ул. Нестерова, д. 4-а, кв. 25.

Телефон (831) 436-96-34.

 

 

 

 

 

 

 

 

Используются технологии uCoz