Д.С. Киняпин. г. Горький, декабрь 2007 г.
И ЕЩЁ РАЗ ОБ "АССИГНАТЕ"
МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ
ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
Снова обратимся здесь к ещё одному аспекту развития общества. Что касается развития функций денежного обращения в обществе, то общеизвестно, что сначала в качестве меновой единицы использовались непосредственно нужные в обиходе товары, в частности, скот. Затем стал выделяться специальный "условный универсальный товар", используемый по сути только для расчётов – золото. Так возникают деньги. Но которые остаются ещё по сути тоже одним из обычных товаров. Потом возникает ИДЕАЛИЗАЦИЯ денег – бумажная, электронная и т.д. Возникают АССИГНАТЫ – сами по себе ничего не стоящие бумажки в роли денег, стоимость которых обеспечивается принудительно лишь исключительным УСИЛИЕМ ГОСУДАРСТВА. Заметим, что всё это является явной экономией, так как теперь уже не требуется вовлекать в денежный оборот настоящие товары, на которые тратятся силы и средства общества. Но в отличие от раннего "самообеспечивающегося" существования, которое может осуществляться даже на уровне отношений всего только двух людей, здесь вообще-то уже требуется развитая общественная организация.
В целом идея экономии реальных средств общества повторяется в концепции ГОСУДАРСТВЕННОГО ПООЩРЕНИЯ и людей за деятельность. Государственная награда – "орден" – отражает признание ВАЖНОСТИ действий какого-то индивидуума для общества – является аналогом МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ в обществе – когда кто-то как признание "нужности" его заслуг много и зарабатывает. Но опять – без непосредственного расходования на это материальных благ, т.е. с принудительным курсом "уважения", обеспечиваемым опять-таки государством по аналогии с бумажными деньгами. Это можно назвать "ассигнатом" материального поощрения. Из истории известно, что такой "ассигнат" был наиболее распространён при плановом социализме, когда критерием заслуг становилось просто "выполнение плана".
Вообще-то здесь можно заметить, что одновременно в государстве появляются также и другие "условные" ценности – престижность государственного поста, например, и так далее. В принципе, тут сложно определить, что первично, а что вторично – общество ли это развивается само по себе так, призывая для этого средство-государственность (тут заметим, что сейчас при невозможности удовлетворять потребительские интересы, становящиеся самоцелью – см. другие работы – всё более иллюзорными условно-"ассигнативными" становятся и вообще любые материальные блага, в чём-то повторяя рассматриваемую концепцию) – или государство само развивает тут свои собственные присущие ему самому качества и "ценности". Но в любом случае, конвертация материальных благ в "условно-государственные ассигнаты" тут всё равно происходит только частичная. И современные чиновники (а тем более ранние "царедворцы" – чистые хапуги в эпохи с ещё куда менее развитым "общественным ассигнированием") с "условной" шкалой поощрения имеют от своего "более высокого поста" не совсем чисто условное повышение благосостояния, и официальному "герою" от государства обычно не только дают один только "орден", но и устанавливают для него и какие-то более высокие уровни прочих общественных благ и привилегий.
Применение тут нами расширения понятия "ассигнирования" на вообще всё материальное поощрение позволяет получить представление о том, насколько вообще всё это "эффективнее". Так, если сейчас при доходах богатых людей за миллионы рублей и средних зарплатах в 10 тысяч "разница" составляет где-то 10
0 раз, то при нынешних же выплатах "герою Советского Союза" в 32 тысячи это же различие уже в 30 раз менее. Конечно, в данном подсчёте надо ещё и учитывать, что "поощряемых" людей в целом гораздо меньше, чем "просто всех"*), и реально раздувание затрат общества при "самостоятельном обогащении" будет менее указанного 30-кратного. Но в любом случае ясно, что при "ассигновании" материального поощрения достигается очень большая экономия.С другой стороны, расходы на чисто "ассигнирование" постепенно всё более растут. По мере развития техники для предотвращения фальшивомонетничания требуются всё более изощрённые меры защиты "бумаг государства" от подделывания – водяные знаки, специальная бумага, металлические нити, голограммы, лазерная перфорация, и т.д. А магазины и банки приходится оснащать всё более сложными детекторами "подлинности денег". И помогает всё это всё меньше и меньше. В конечном итоге "на защиту" начинает уходить всё большая часть сэкономленных "ассигнированием" средств. И стоит заметить, что если это касается денег, то при прямом обмене "товара на товар" нужно максимум вдвое больше товаров, чем при замене одной половины их деньгами – так что возможности экономии тут не безграничны, и без конца усиливать защиту "ассигната" вообще нельзя. Но аналогично, всё более затратным становится и государственный "ассигнат поощрения". Ведь в принципе, жулику мало пользы в одном фальшивом удостоверении "героя" – само по себе оно предоставляет мало льгот. А получение той же "повышенной пенсии" связано уже не с чисто "удостоверением", а с государственной РЕГИСТРАЦИЕЙ подобных исключительных прав. Заметим, что к той же "регистрации всех платежей" тяготеет и использование денег, на определённом витке исторического развития государственности требуя полного контролирования и удостоверения государством просто всех денежных расчётов, любых денежных трат. Но как уже неоднократно показывалось, полное контролирование всего и всея, обязательное проникновение государства во все мелочи жизни и надзирание за абсолютно всеми покупками всех людей и тоже сверхзатратно, и просто невозможно, требуя уже "системы контроля больше системы общества" – тогда как традиционное централизованное управление принципиально может представлять только ЧАСТЬ общества, причём опять-таки но слишком значительную. И аналогично также уже сказанному в других работах, централизованное государственное "поощрение орденом" по сравнению с "самостоятельным обогащением" тоже и недопустимо резко ОТСТАЁТ от всего совершаемого людьми (пока ещё государство оценит заслуги поощряемого), и пристрастно в этом (воспитывая и подхалимов), и просто не может охватить всех "заслуживающих". (Хотя последний недостаток свойственней вообще и "самопоощрению обогащением".) И снова повторим, "награждение орденом за заслуги"
– определение конкретных заслуг – крайне НЕОПРЕДЕЛЕНО. Легко тут задача решается только в случае полностью ПЛАНОВОГО хозяйствования – когда всё определяется "планом", "заслуга" получается как исключительно "выполнить план". Но снова повторим, абсолютно уже нельзя сводить всё непрерывно усложняющееся функционирование общества к плану, оно – это функционирование – совершенно не укладывается уже "в одиночной голове планирующего" и в принципе не поддаётся хоть какому-то детальному "расчёту". По всем перечисленным причинам, в любом случае поэтому можно констатировать – на современном этапе развития общества чисто "ассигнирование" материального поощрения, т.е. замена материальных благ в поощрении условными" вымышленными ценностями" – путь уже явно исторически ВЫБОРОЧНЫЙ.Что же должно следовать за "ассигнированием" общественного функционирования, за чисто ГОСУДАРСТВЕННЫМИ формами выравнивания первоначального "самодостаточного" – но неэкономного материального поощрения в обществе?! Как уже говорилось, материальное стимулирование вообще вырождается, и требует замены поощрением РАВНЫМИ порциями благ, осуществляемым в принципе снова без государственности, как это было и при первобытном коммунизме. (Возвращаясь к развитию "по спирали диалектики".) Именно это и
является дальнейшей формой того общественного УПРОЩЕНИЯ и той общественной ЭКОНОМИИ, к которым, как мы опять видели и тут, в целом непреложно стремится всё мировое развитие общества.–——————————————
*) Естественно, что "просто богатых" не может быть более бедных, иначе они вообще не будут богатыми. И богачи могут составлять только принципиально очень небольшую часть всех людей – опять достаточно плохо осуществляя "поощрение". А вот при "государственном ассигнате" можно поощрять фактически произвольно большую часть общества – вплоть до каждого поголовно. Хотя это требует по сути невозможного – см. далее – тотального контроля всего общества, а также взаимоучитывания множества мелочных "льгот" фактически каждого человека.
Дмитрий Сергеевич Киняпин.
24 декабря 2007 г.
ЛИТЕРАТУРА:
В проработке новых теоретических воззрений на общество и процессы в последнем автором написано уже много работ, охватывающих достаточно разнородный круг вопросов. С ними большей частью можно ознакомиться в Интернете на сайте: www.krahmira.narod.ru
Здесь приводятся только несколько работ, имеющих наиболее непо
cредственное отношение к излагаемому.Статьи:
– "Очевидный кризис общемирового развития" – 2007 г. (Рекомендуемая обзорная статья.)
– "Кардинальное изменение системы стимулирования деятельности в современном обществе" – 2007 г.
– "Ложный прогресс должен быть остановлен" – 2006 г.
Книги:
– "Неизбежность общества без власти, или распределённого общества" – 2002 г.
– "Общество: регулирование без управления" – 2004 г. (Особенно эта.)
– "Пути перехода" – 2007 г.
Также могут быть полезны начальные главки маленькой монографии: "О некоторых упражнениях в области нестационарной рыночной экономики. (Или как конкретно происходит сейчас агония общества.)" – 2007 г.
КИНЯПИН Дмитрий Сергеевич.
603005, г. Н. Новгород (Горький), ул. Нестерова, д. 4-а, кв. 25.
Телефон (831) 436-96-34.