Д.С. Киняпин. г. Горький, декабрь 2007 г.

И ЕЩЁ РАЗ ОБ "АССИГНАТЕ"

МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ

ПРИ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.

 

Снова обратимся здесь к ещё одному аспекту развития общества. Что касается развития функций денежного обращения в обществе, то общеизвестно, что сначала в качестве меновой единицы использовались непосредственно нужные в обиходе товары, в частности, скот. Затем стал выделяться специальный "условный универсальный товар", используемый по сути только для расчётов – золото. Так возникают деньги. Но которые остаются ещё по сути тоже одним из обычных товаров. Потом возникает ИДЕАЛИЗАЦИЯ денег – бумажная, электронная и т.д. Возникают АССИГНАТЫ – сами по себе ничего не стоящие бумажки в роли денег, стоимость которых обеспечивается принудительно лишь исключительным УСИЛИЕМ ГОСУДАРСТВА. Заметим, что всё это является явной экономией, так как теперь уже не требуется вовлекать в денежный оборот настоящие товары, на которые тратятся силы и средства общества. Но в отличие от раннего "самообеспечивающегося" существования, которое может осуществляться даже на уровне отношений всего только двух людей, здесь вообще-то уже требуется развитая общественная организация.

В целом идея экономии реальных средств общества повторяется в концепции ГОСУДАРСТВЕННОГО ПООЩРЕНИЯ и людей за деятельность. Государственная награда – "орден" – отражает признание ВАЖНОСТИ действий какого-то индивидуума для общества – является аналогом МАТЕРИАЛЬНОГО ПООЩРЕНИЯ в обществе – когда кто-то как признание "нужности" его заслуг много и зарабатывает. Но опять – без непосредственного расходования на это материальных благ, т.е. с принудительным курсом "уважения", обеспечиваемым опять-таки государством по аналогии с бумажными деньгами. Это можно назвать "ассигнатом" материального поощрения. Из истории известно, что такой "ассигнат" был наиболее распространён при плановом социализме, когда критерием заслуг становилось просто "выполнение плана".

Вообще-то здесь можно заметить, что одновременно в государстве появляются также и другие "условные" ценности – престижность государственного поста, например, и так далее. В принципе, тут сложно определить, что первично, а что вторично – общество ли это развивается само по себе так, призывая для этого средство-государственность (тут заметим, что сейчас при невозможности удовлетворять потребительские интересы, становящиеся самоцелью – см. другие работы – всё более иллюзорными условно-"ассигнативными" становятся и вообще любые материальные блага, в чём-то повторяя рассматриваемую концепцию) – или государство само развивает тут свои собственные присущие ему самому качества и "ценности". Но в любом случае, конвертация материальных благ в "условно-государственные ассигнаты" тут всё равно происходит только частичная. И современные чиновники (а тем более ранние "царедворцы" – чистые хапуги в эпохи с ещё куда менее развитым "общественным ассигнированием") с "условной" шкалой поощрения имеют от своего "более высокого поста" не совсем чисто условное повышение благосостояния, и официальному "герою" от государства обычно не только дают один только "орден", но и устанавливают для него и какие-то более высокие уровни прочих общественных благ и привилегий.

Применение тут нами расширения понятия "ассигнирования" на вообще всё материальное поощрение позволяет получить представление о том, насколько вообще всё это "эффективнее". Так, если сейчас при доходах богатых людей за миллионы рублей и средних зарплатах в 10 тысяч "разница" составляет где-то 100 раз, то при нынешних же выплатах "герою Советского Союза" в 32 тысячи это же различие уже в 30 раз менее. Конечно, в данном подсчёте надо ещё и учитывать, что "поощряемых" людей в целом гораздо меньше, чем "просто всех"*), и реально раздувание затрат общества при "самостоятельном обогащении" будет менее указанного 30-кратного. Но в любом случае ясно, что при "ассигновании" материального поощрения достигается очень большая экономия.

С другой стороны, расходы на чисто "ассигнирование" постепенно всё более растут. По мере развития техники для предотвращения фальшивомонетничания требуются всё более изощрённые меры защиты "бумаг государства" от подделывания – водяные знаки, специальная бумага, металлические нити, голограммы, лазерная перфорация, и т.д. А магазины и банки приходится оснащать всё более сложными детекторами "подлинности денег". И помогает всё это всё меньше и меньше. В конечном итоге "на защиту" начинает уходить всё большая часть сэкономленных "ассигнированием" средств. И стоит заметить, что если это касается денег, то при прямом обмене "товара на товар" нужно максимум вдвое больше товаров, чем при замене одной половины их деньгами – так что возможности экономии тут не безграничны, и без конца усиливать защиту "ассигната" вообще нельзя. Но аналогично, всё более затратным становится и государственный "ассигнат поощрения". Ведь в принципе, жулику мало пользы в одном фальшивом удостоверении "героя" – само по себе оно предоставляет мало льгот. А получение той же "повышенной пенсии" связано уже не с чисто "удостоверением", а с государственной РЕГИСТРАЦИЕЙ подобных исключительных прав. Заметим, что к той же "регистрации всех платежей" тяготеет и использование денег, на определённом витке исторического развития государственности требуя полного контролирования и удостоверения государством просто всех денежных расчётов, любых денежных трат. Но как уже неоднократно показывалось, полное контролирование всего и всея, обязательное проникновение государства во все мелочи жизни и надзирание за абсолютно всеми покупками всех людей и тоже сверхзатратно, и просто невозможно, требуя уже "системы контроля больше системы общества" – тогда как традиционное централизованное управление принципиально может представлять только ЧАСТЬ общества, причём опять-таки но слишком значительную. И аналогично также уже сказанному в других работах, централизованное государственное "поощрение орденом" по сравнению с "самостоятельным обогащением" тоже и недопустимо резко ОТСТАЁТ от всего совершаемого людьми (пока ещё государство оценит заслуги поощряемого), и пристрастно в этом (воспитывая и подхалимов), и просто не может охватить всех "заслуживающих". (Хотя последний недостаток свойственней вообще и "самопоощрению обогащением".) И снова повторим, "награждение орденом за заслуги" – определение конкретных заслуг – крайне НЕОПРЕДЕЛЕНО. Легко тут задача решается только в случае полностью ПЛАНОВОГО хозяйствования – когда всё определяется "планом", "заслуга" получается как исключительно "выполнить план". Но снова повторим, абсолютно уже нельзя сводить всё непрерывно усложняющееся функционирование общества к плану, оно – это функционирование – совершенно не укладывается уже "в одиночной голове планирующего" и в принципе не поддаётся хоть какому-то детальному "расчёту". По всем перечисленным причинам, в любом случае поэтому можно констатировать – на современном этапе развития общества чисто "ассигнирование" материального поощрения, т.е. замена материальных благ в поощрении условными" вымышленными ценностями" – путь уже явно исторически ВЫБОРОЧНЫЙ.

Что же должно следовать за "ассигнированием" общественного функционирования, за чисто ГОСУДАРСТВЕННЫМИ формами выравнивания первоначального "самодостаточного" – но неэкономного материального поощрения в обществе?! Как уже говорилось, материальное стимулирование вообще вырождается, и требует замены поощрением РАВНЫМИ порциями благ, осуществляемым в принципе снова без государственности, как это было и при первобытном коммунизме. (Возвращаясь к развитию "по спирали диалектики".) Именно это и является дальнейшей формой того общественного УПРОЩЕНИЯ и той общественной ЭКОНОМИИ, к которым, как мы опять видели и тут, в целом непреложно стремится всё мировое развитие общества.

–——————————————

*) Естественно, что "просто богатых" не может быть более бедных, иначе они вообще не будут богатыми. И богачи могут составлять только принципиально очень небольшую часть всех людей – опять достаточно плохо осуществляя "поощрение". А вот при "государственном ассигнате" можно поощрять фактически произвольно большую часть общества – вплоть до каждого поголовно. Хотя это требует по сути невозможного – см. далее – тотального контроля всего общества, а также взаимоучитывания множества мелочных "льгот" фактически каждого человека.

Дмитрий Сергеевич Киняпин.

24 декабря 2007 г.

 

ЛИТЕРАТУРА:

В проработке новых теоретических воззрений на общество и процессы в последнем автором написано уже много работ, охватывающих достаточно разнородный круг вопросов. С ними большей частью можно ознакомиться в Интернете на сайте: www.krahmira.narod.ru

Здесь приводятся только несколько работ, имеющих наиболее непоcредственное отношение к излагаемому.

Статьи:

– "Очевидный кризис общемирового развития" – 2007 г. (Рекомендуемая обзорная статья.)

– "Кардинальное изменение системы стимулирования деятельности в современном обществе" – 2007 г.

– "Ложный прогресс должен быть остановлен" – 2006 г.

Книги:

– "Неизбежность общества без власти, или распределённого общества" – 2002 г.

– "Общество: регулирование без управления" – 2004 г. (Особенно эта.)

– "Пути перехода" – 2007 г.

Также могут быть полезны начальные главки маленькой монографии: "О некоторых упражнениях в области нестационарной рыночной экономики. (Или как конкретно происходит сейчас агония общества.)" – 2007 г.

КИНЯПИН Дмитрий Сергеевич.

603005, г. Н. Новгород (Горький), ул. Нестерова, д. 4-а, кв. 25.

Телефон (831) 436-96-34.

Используются технологии uCoz