Д. С. Киняпин. г. Горький, июль 2007 г.

О НЕКОТОРЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МОМЕНТАХ ПЕРЕУБЕЖДЕНИЯ МАСС.

Рамки данной статьи не включают в себя вопросы собственно большей ИСТИННОСТИ новых представлений об обществе – непосредственно об этом уже очень много было сказано в многочисленных более ранних работах. Сейчас же внимание будет обращено именно на процесс переубеждения широких масс людей – то, что ныне явно представляет собой серьёзнейшую проблему для оппозиции. Ведь если говорить откровенно, широкие массы людей сейчас совершенно не слушают логических рассуждений, вообще мало склонны серьёзно рассуждать, и очень подвержены влиянию "средств массовой дезинформации". И изменить по сути искусственно навязанные им их якобы "собственные представления" очень и очень сложно. И сложности эти не сколько логические, сколько психологические. Вот теперь мы и рассмотрим некоторые связанные с этим проблемы. Чтобы не тратить зря время на совершенно абстрактные рассуждения "вообще", сразу предупредим, что всё такое рассмотрение далее будет вестись строго в форме СРАВНЕНИЯ "обычных" попыток убедить массового политического оппонента в перспективности именно своего "кандидата", и принципиально большей действенности новых представлений о вообще вырождении государственности и необходимости установления строя, который можно называть уже чисто коммунистическим – общества саморегулирования, о непосредственно возможности и необходимости которого, повторим, уже было сказано ранее.

Для примера проанализируем типовую ситуацию: какой-то человек верит в какого-то политического деятеля. Какая-то другая политическая сила хочет, наоборот, привлечь этого человека на свою сторону. Для этого ей нужно сделать следующее – РАЗУВЕРИТЬ человека в том, во что он верит – по сути ЛИШИТЬ его имеющихся у него убеждений. А затем на пустом месте создать по сути почти точно прежнее же "идеологическое строение" – фактически с заменой чуть ли не только одной единственной конкретно взятой "фамилии". Т.е. нужно последовательно РАЗБИТЬ веру человека в разумность, честность, справедливость, и т.д. относительно одного "кандидата", которого он считал “лучшим”, – по сути убедив его в неразумности, нечестности, несправедливости людей вообще. А затем снова заставить его опять уверовать в "честность – разумность" – только мол относительно другого человека. Убеждения человека тут должны измениться на противоположные как флюгер. Закономерно всё же задуматься – насколько можно всерьёз на все это реально надеяться?!

Читающий может возразить – дело-мол тут не только в одной "личности вождей", а в совершенно разных идеях, которые они представляют. "У разных политических сил разные рецепты для выхода из кризиса". На это заметим – по сути почти у всех серьёзных "политических игроков" сейчас "цель" одна – обогнать Запад в потреблении благ – что вообще-то СОВЕРШЕННО НЕВЕРНО. Для этого "надо больше работать". И глобальный "рецепт" тоже один и тот же – "закручивание гаек", "усиление вертикали", "наращивание государственности". Именно в последнем по сути сейчас сходятся практически все, признавая так объективную неудачу "реформ" и требуя "навести порядок". (И не понимая, всё же заметим, что упомянутый "беспорядок" как раз и определяется принципиальным вырождением "власти".) Но тогда опять и получается, что критика оппонента поневоле сводится не к каким-то действительно крупным "реалиям" – никто ещё пока не начал отказываться от государственности вообще – а только к тому, что "конкретный лидер-сила неправильно эти реалии используют". Так, например, наперебой уверяют, что "можно увеличить бюджет" или "зарплату-пенсию", "не повышать квартплату", "остановить цены" – хотя и в том, и в другом, и во всех остальных случаях ухудшения совершенно закономерны и неизбежно определяются самим наличием капитализма. (С учётом псевдодеятельности.) А это как раз и означает упор только на "личные желания" – "личную неправильность" – недостатки "политика".

При упоре только на личностные недостатки "политика", опять подчеркнем, все сводится к оценкам "нравится - не нравится", к фактически необъективным личностным предпочтениям – "голосуют-де не разумом, а сердцем". А поскольку из-за всё возрастающей сложности общества предсказать будущие действия "представителя" объективно уже совершенно НЕЛЬЗЯ – см. все предыдущие работы – то в "выборе" и остаётся полагаться только чисто на "внешнее впечатление". И это получается дело вообще по сути не только "личностное", но даже и "интимное" – не случайно политики всерьёз заботятся о своём даже "сексуальном облике", стараясь фактически просто "влюбить" в себя избирателей – и особенно избирательниц, как "особо подверженных чисто эмоциям". Здесь заметим, что именно поэтому, пожалуй, женщины у нас практически имеют очень мало шансов на крупные посты в политике – если в них и "влюбятся" избиратели-мужчины, то это автоматически будет противоречить предстоящей главенствующей роли женщины как "лидера", какой по сути ни один мужчина не хочет от "возлюбленной". Но вернёмся к основным рассуждениям. Всё перечисленное в формировании "личного мнения" очень существенно – и раз поверив в какого-то "героя на белом коне", человек затем будет только верить и верить в него вопреки любой очевидности – будет приписывать ему благие намерения, которых не было и в помине, считать, что его кумира "плохие министры обманывают" – словом, во всём его оправдывать. И это для такого типичного "современного верующего" по сути уже просто ЖЁСТКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ – иначе ему придётся признать, что он был большим дураком, и совершеннейше ошибся в оценках своего "лидера". И чем он его интенсивнее ранее защищал – в спорах с соседями, например, – тем сложнее ему будет теперь "сделать полный поворот". И даже отвлекаясь тут от нравственной оценки – в конце концов есть и объективные заблуждения, которые просто НЕОБХОДИМО развенчивать – в любом случае это очень серьёзное затруднение.

Сравним всё отмеченное с "новыми представлениями". Последние требуют опровергать не личные качества какого-то "претендента" по отдельности, а показывают, что никакой отдельный человек просто вообще заведомо не может управлять усложнившимся обществом. На всякий случай тут напомним, что для этого предусмотрены именно новые методы регулирования общества, т.е. сам выход из затруднения здесь есть. Но в итоге же получается, что для новых убеждений теперь нужен всего ОДИН шаг вместо прежних ДВУХ. Достаточно один раз убедить в том, что ни один человек вообще не может сейчас полноценно "управлять", и абсолютно ВСЕ "кумиры" в обществе будут сведены с пьедесталов, и уже в принципе вообще НИКТО никогда больше не сможет занять освободившиеся места традиционных лидеров как фактически неконтролируемых "полубогов". (Здесь опять заметим, что сама роль руководителей при этом не отменяется. Да, главный упор в регулировании общества переносится на общественные отношения, которые не может уже самовластно подчинять себе никакой руководитель. Но инициатива действий руководства в интересах общества не ограничивается. Но – с гарантией, что начальники больше не смогут злоупотреблять в принципе.) Таким образом, вместо мешкотной "штучной" ловли и борьбы с каждым частным политическим противником заново ПО ОТДЕЛЬНОСТИ, новые методы позволяют бороться со всеми с ними СРАЗУ – так сказать, куда более эффективным "оружием массового поражения". Тут можно заметить, что это вообще-то точное следование сути основных принципов нового общественного регулирования – не отслеживание каждого отдельного "события", а создание общей СРЕДЫ, определяющий всё происходящее сразу в совокупности. Но в данном случае – это неотразимая сила "новых политтехнологий". При этом может использоваться широчайший круг серьёзнейших доводов – о котором не может и мечтать традиционная оппозиция. Ведь предлагая на замену "своего лидера", ей обязательно приходится признавать, что политический противник в принципе все же тоже способен "управлять" – ведь это тут должен "мочь" и свой "ставленник". Т.е. упирать приходится, снова повторим, только на частности, совершенно не затрагивая накопившейся СУТИ. В отличие от этой традиционной "только замены кандидата", принципиально ПРОТИВОРЕЧИВОЙ, как уже говорилось, – упирающей одновременно на то, что и "можется", и "не можется", доказывающей одновременно и "за", и "против" себя же, делающей по сути шаг ВПЕРЁД, чтобы тут же шагнуть НАЗАД, оказавшись в итоге на старом месте – новые представления ОРГАНИЧНО – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫ. Они одними и теми же доказательствами одновременно показывают и негодность "старого", и нужность "нового". Именно уходя от старого, отталкиваясь от него, они естественно ведут к принципиально новому. По отношению же старых методов добавим, что попытка переубедить кого-то в необходимости только заменить кандидата на другого ко всему прочему ещё и вообще фактически НЕУПРАВЛЯЕМА – совершенно не гарантирует, что разочаровавшись в прежнем "кумире", переубеждённый человек придёт в итоге именно к новому предлагаемому "предпочтению" – а не выберет ещё кого-то ДРУГОГО третьего. Новые же представления тут опять жёстко ДЕТЕРМИНИРУЮТ доводы – из сказанного "А" автоматически вытекает только неизбежное "В". Можно сказать, что вместо обычного "кандидата вроде всех" тут впервые предлагается СВЕРХкандидат – с НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ возможностями ОБЩЕСТВЕННОГО регулятора. Тогда выбирать с очевидностью становится просто НЕ ИЗ ЧЕГО. Выбор здесь получается просто ПРЕДОПРЕДЕЛЁН. Ну сравните сами – насколько может отличаться по своим качествам один человек от другого – вдвое? Втрое? Впятеро? Тогда как НЕВОЗМОЖНОСТЬ УПРАВЛЯТЬ фактически абсолютная. В нашем случае один "верховный управитель" должен "вместить в себя" 140 МИЛЛИОНОВ человек! В случае всего мира – МНОГИЕ МИЛЛИАРДЫ! И соответственно настолько же велико превосходство "автоматической общественной системы управления" над любым "лидером". И заметим, что всё больше людей сейчас совсем разочаровываются в людях – "представителях" – считая их нечестными, неспособными управлять обществом – приближаясь уже именно к представлениям о вырождении управления. И им всем тоже куда больше понравится не очередной "спаситель", а СИСТЕМА глобального управления!

Точно то же касается и более общих заявлений "о государственности". Утверждая, "как она хороша", оппозиция тут опять-таки "становится одной из многих", и по сути только УКРЕПЛЯЕТ всех своих утверждающих точно то же самое политических оппонентов. Только вот "твёрдая рука" тут обратится против и народа, и самой такой неразумной "оппозиции". Так оппозиция фактически только по сути постоянно ПОДДЕРЖИВАЕТ тут позиции действующего официоза. А если народ всем происходящим – и закручиванием гаек, которое людям в конце концов совершенно неизбежно не понравится, заметим! – убеждается в неправоте официальной "власти" в целом – то "по большому счёту" он настраивается и ПРОТИВ предлагающей "почти то же самое" ОППОЗИЦИИ. В любом случае "КПД убеждения" тут на деле получается только опять крайне мал. А вот утверждая ВЫРОЖДЕНИЕ вообще государственности, именно и обрушиваешь разом всех своих оппонентов, и разительно от них всех отличаешься, объясняешь все происходящее – и поскольку способ осуществлять общественное функционирование "без государства" только в твоих руках, получаешь и неоспоримые преимущества над всеми "идейными противниками". И именно в этом направлении, повторим, неизбежно гонят общественное мнение непопулярные действия "правителей". И точно то же можно опять сказать и в отношении и "ставки на потребление", обещаний "перегнать в потреблении Запад", и так далее.

Повторим, что по новым методам к "переубеждаемому" отношение будет уже не уничижительное, а уважительное и человечное. Его теперь не надо "ломать" – лишая его самоуважения. Теперь ведь дело не в том, что "он выбрал не того". В выборе-то он по прежнему "прав" – ведь нужно же было вообще "хоть кого-то выбрать". Вот только просто в изменившихся условиях становится известно, что вообще НИКТО не может справиться с управлением. И опять это и не вина данного человека – ведь он об этом ранее не знал! – и вообще вместо личностных обид спор переходит в плоскость глобального ОБЩЕГО НЕДОУМЕНИЯ. Более того – спор из области устоявшихся старых "представлений" переходит в область СОВЕРШЕННО НОВОГО. И если по "известным вопросам" у каждого уже давно есть старые сложившиеся – не без определяющего чужого влияния! – мнения (поэтому собственно ранее и требовалось его "переубеждать"), – то теперь всем придётся думать "на пустом месте" совершенно ЗАНОВО. И если, как уже говорилось, ИЗМЕНЕНИЕ застоявшегося укоренившегося мнения связано с непременным уничижением, признанием "ты дурак", СЛОМОМ и УНИЧТОЖЕНИЕМ личности – и это непременно требуется от человека даже и в том случае, если у него вообще НЕТ устоявшегося мнения – т.е. он не может признать для себя правильность ни одного из уже известных "решений" – то заново приходить к совершенно новым оценкам можно куда более безболезненно. И это гораздо более просто и реально. Особенно если отметить, что многие положения новых представлений очевидны, свидетельства, подтверждающие именно их – в том числе явнейшая дезорганизация управления – перед глазами у каждого, и даже об очень многом уже по сути постоянно говорят в СМИ – и о глобальном потеплении, и о переполненности городов транспортом, и о рекламе, и о необходимости экономить, и так далее. В таких условиях по сути совершенно невозможно развернуть "контрпропаганду" – ну не призывать же тогда, в самом деле, наоборот, НЕ ЭКОНОМИТЬ! И не возражать же против возможности существенно СОКРАТИТЬ и рабочий день, и загрязнение среды, и даже потребление невозобновимых всё истощающихся ресурсов – значительно продляя этим само СУЩЕСТВОВАНИЕ человечества!

Все перечисленное создаёт возможность – ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ человечества – действительно массово-преобладающего убеждения людей в необходимости новых общественных преобразований. Здесь заметим, что до сих пор все известные общественные преобразования как отдельные конкретные исторические события по сути совершенно НЕ БЫЛИ НЕОБХОДИМЫМИ. Не торопитесь возражать! Они были, безусловно, прогрессивными, полезными, на пользу людям наконец, они были действительно необходимыми с ИСТОРИЧЕСКОЙ точки зрения – закона соответствия общественных отношений уровню развития производительных сил ещё никто не отменил, и поэтому смена старого на новое рано или поздно всё равно должна была произойти. Но каждое конкретное такое событие не было ещё и таким, что без него действительно бы было совершенно нельзя жить – "иначе мол только в петлю". Добавим, что возможно это определялось и тем, что все такие общественные преобразования до сих пор были только ЛОКАЛЬНЫМИ с точки зрения всего человечества – и "пусть плохо в одном месте, лучше будет в другом" – в целом никогда ещё не затрагивалось само СУЩЕСТВОВАНИЕ человечества. Заметим, что именно поэтому всё идут и идут бесконечные споры о том, "что было бы, если бы чего-то в истории не было бы" – Великой Октябрьской Революции, Победы в Великой Отечественной войне, и т.д. Но именно поэтому, можно сказать, и нужность общественных преобразований до сих пор всегда понимала сперва только МАЛАЯ часть всех людей. А большая часть – и прежняя власть, заметим! – была безусловно "против" нового. Это и определяло необходимость СИЛОВЫХ методов преобразования общества – революций. Группа меньшинства "объективно понимающих" так боролась с консервативным "большинством заблуждающихся". И в конце концов побеждала. Но сейчас – опять-таки ВПЕРВЫЕ В ИСТОРИИ – складывается ситуация, когда преобразования становятся действительно НЕОБХОДИМЫМИ. Истощение ресурсов, кризис централизованного управления, вырождение традиционного стимулирования деятельности, глобальное загрязнение и потепление, наконец, – всё это просто НЕ ПОЗВОЛЯЕТ далее жить "по прежнему". И причём в масштабах всего мира – т.е. проблемы уже нельзя "сдвинуть куда-то в сторону", их необходимо только решать. И в случае отказа от срочных перемен можно действительно говорить о реальной возможности общественного самоуничтожения – "пан или пропал". В итоге впервые в новых преобразованиях общества может быть заинтересовано БОЛЬШИНСТВО – и все простые люди, и наиболее близкие к проблеме самоуничтожения "правители", и даже какая-то часть "богатеньких" – по сути уже не получающих прежнего удовлетворения от полностью зашедшего в тупик производства. Сказанное не исключает, конечно, наличия какой-то части и "категорически непереубедимых противников преобразований". Но – повторим – эта часть впервые может быть и очень маленькой! А это в принципе опять впервые создаёт и возможность НЕСИЛОВОГО преобразования общества. Как заметим, это вообще-то и соответствовало бы, как и говорили ранее, именно глобальному переходу к КОММУНИСТИЧЕСКОМУ строю в обществе. Снова предупредим, что не следует всё же понимать всё сказанное так, что это-мол "очень легко сделать". Но сделать это всё-таки МОЖНО – в принципе такая возможность теперь СУЩЕСТВУЕТ. И это позволяет двигаться теперь и в этом направлении.

Дмитрий Сергеевич Киняпин.

24 июля 2007 г.

603005, г. Н. Новгород (Горький), ул. Нестерова, д. 4-а, кв. 25.

Телефон (8312) 36-96-34.

С 29 июля телефонные номера заменяются на семизначные, и телефон

должен стать (831) 436-96-34.

Адрес сайта работ в Интернете – www.krahmira.narod.ru

Используются технологии uCoz