Д. С. Киняпин г. Горький, апрель 2007 г.

Безответное письмо, посланное редакции газеты "Деловой вторник".

 

ФИЗИЧЕСКОЕ "ОБЪЕДИНЕНИЕ" ИЛИ ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ ФАКТОР?

Уважаемый "Деловой вторник"! Ваша газета предложила обсудить проблему "объединения". ("Народ или электорат", "ДВ" приглашает читателей к разговору, насущному для всех", Д. Шеваров, 3 апреля 2007 г.) По этому поводу приходится сказать, что рассмотрением подобного вопроса пишущий Вам занимался по сути уже все 15 лет "реформ". И пришёл к выводу, который в рамках затеваемой публикации Вас, возможно, совершенно не удовлетворит. Но именно этому выводу соответствует постоянный срыв планов "объединения". Этот вывод таков – единение, как его сейчас обычно понимают в обществе, просто ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕВОЗМОЖНО.

Причина этого заключается в том, что в современном усложняющемся обществе появляется слишком много разных мнений, и процесс это совершенно объективный. Пусть все и сходятся по поводу каких-то общих деклараций – что надо жить "хорошо", "честно", и т.д. Но по поводу конкретных РЕАЛИЗАЦИЙ деклараций неизбежно начинаются нескончаемые споры. Тут и усиливается разделение труда, разделяя и мнения, и, главное, меняется сам тип существования людей. Общество переходит к ПОТРЕБЛЕНИЮ накопленного цивилизацией потенциала, а при этом разнообразие мнений также неизбежно усиливается. Здесь всё ясно – одно дело когда-то единогласно решить, что "нужен Днепрогэс". Другое дело – сейчас решать, сколько нужно телевизоров или других товаров, которыми давно уже забиты все полки магазинов. Сейчас единодушия потенциально нет даже по поводу того, строить ли сейчас новые электростанции – ведь потребление электроэнергии стало совершенно "дуриковое". Давно впору задаться вопросом, не лучше ли просто не продавать всё новых и новых сверхпотребляющих энергию товаров, ЭКОНОМИТЬ энергию, а не плодить новые станции для её избыточного ПОТРЕБЛЕНИЯ.

Задумаемся – какое может быть "согласие" в обществе, если 60% членов общества выступают "за" какое-то решение, а 40% "против"? Формально "большинство" тут есть, а на деле в любом случае будет масса уязвлённых. Принять решение – 2/5 общества будет против того, что не удовлетворяющее их решение всё же принято. Не принять – недовольно будет 3/5 желающих этого решения. Реально же положение только ещё хуже. Мнений в обществе больше, чем "только два", и группы поддерживающих эти мнения людей намного МЕЛЬЧЕ, чем "по пол-общества" – что, в частности, хорошо видно по численности поддерживающих разные политические партии или отдельных политиков. И даже группа, оказывающаяся в подавляющем большинстве, по сути много меньше остальных протестующих групп В СОВОКУПНОСТИ – ведь в сумме они должны составить "100% всего общества". Получается, что даже самое "преобладающее" мнение неизбежно ПОПИРАЕТ мнения большинства всех остальных людей. Так какая же тут в принципе может быть почва для "согласия"?!

Может показаться, что сказанное и не так страшно. Ведь можно "выбрать коллегиальный орган, в котором будут представлены все мнения". Но во-первых, и сделать-то это можно далеко не всегда. А главное, это совсем не снимает проблемы игнорирования мнений большинства – ведь даже коллегиальный орган должен выработать какое-то только ОДНО конкретное решение! И большинство мнений, повторим, при этом неизбежно "останутся за бортом". При традиционных решениях управления тут просто неизбежен ЖЁСТКИЙ ДИКТАТ И ДИСКРИМИНАЦИЯ.

Требования усиления традиционного "объединения" неизбежно ведут ко всё более жёсткому диктату государства. Но – парадокс – государство просто уже не может этот диктат осуществлять! Деятельность слишком усложняется, а за спиной каждого человека "контролирующего чиновника" от государства не поставишь. А если поставишь – государству придётся "думать за всех" и навязывать "надуманное" каждому. И это опять не даст никакого '"согласия". Не говоря уже о том, что при сверхраздутом контролирующем аппарате "размером со всё общество" неизбежно встаёт вопрос, кто будет контролировать сам такой аппарат, все проблемы разногласий повторятся и в нём, и все это совершенно не даст никакого выхода.

Таким образом, в обществе назрело принципиальное затруднение – одно единственное решение в нём принципиально не удовлетворяет всех. Но именно только на такое централизованное управление с единственным решением ориентирован традиционный государственный аппарат управления. Кажется парадоксом, что его усиление теперь лишь НАРАЩИВАЕТ анархию и разброд, но всё происходящее только соответствует такому теоретическому выводу. И никакие потуги к "объединению", даже если к этому будет повальное желание всех людей, здесь СОВЕРШЕННО НЕ ПОМОГУТ. Но одновременно всё большая концентрация средств современного общества в руках отдельных лиц также совершенно насущно требует какого-то всё более развитого РЕГУЛИРОВАНИЯ и СОГЛАСОВАНИЯ всех действий людей.

Выходом видятся не попытки регулировать всё общество как бы "со стороны" выделенной группой управления в нём, неизбежно противопоставляемой при этом обществу, а создание распределённой СРЕДЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ всех людей в совокупности, делающей просто невозможной злоупотребления. А среду эту, повторим, поддерживают люди своими взаимоотношениями. Регулирование тогда как бы "разлито" во всём обществе. Если не будет единого регулирующего центра, то тогда могут осуществляться одновременно сразу много решений в общество – но все они одновременно пойдут только на общее благо. "Регулятор" оказывается "встроен" в каждого человека – что и создаёт почву для настоящего ОБЪЕДИНЕНИЯ.

Остаётся упомянуть, каким образом можно создать такую "регулирующую среду". Для этого существует ряд решений, для примера приведём только одно из них. Представим, что все доходы в обществе сверхпрогрессивно ограничены так, что для ЛИЧНОГО потребления получить больше 3-5 средних зарплат просто нельзя. Но любые доходы сверх этого предела остаются в полном РАСПОРЯЖЕНИИ "налогооблагаемого". И могут КАК УГОДНО использоваться им на производственные или общественные цели – расширение производства или строительство школ, культурных центров, больниц. И если доходы нельзя будет использовать на роскошь, то все они автоматически ВЫЖМУТСЯ в область общественного потребления. Важно, что при этом достаточно следить только за тем, чтобы личные доходы "не высовывались" за установленный предел, что из-за ограниченности тут сумм технически гораздо проще произвольного налогообложения "олигархов". А как распорядится "облагаемый" общественными суммами – неважно. Всё равно они могут пойти только на пользу обществу. Но далее следуют глобальные изменения. Не имеет смысла ВЗВИНЧИВАТЬ ЦЕНЫ, если всё в итоге придётся употребить "на общество". Не имеет смысла УКЛОНЯТЬСЯ от уплаты налогов, ВОРОВАТЬ, БРАТЬ ВЗЯТКИ, даже ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ с торговлей или рекламой. Т.е., повторим теперь с привязкой к конкретному механизму, как и говорилось, никто не навязывает единственное решение – но абсолютно все действия идут на благо обществу.

Таким образом, в вопросе выбора между традиционным "объединением" и "объединяющей средой" склоняться приходится явно в пользу последней. Другое дело, что это полностью расходится с концепцией "одобрямса" властей, к которому часто сводят сейчас всю "тягу к объединению". Если так же хотелось трактовать предложенное обсуждение и "Деловому вторнику", то тогда это письмо скорее всего написано зря. Но опять напомню – объединяться призывают очень давно, а конкретных результатов этого стабильно нет. Не пора ли задуматься – может быть, этому препятствуют какие-то объективные препятствия? Здесь такие препятствия были описаны.

Дмитрий Сергеевич Киняпин.

5 апреля 2007 г.

603005, г. Н. Новгород (Горький), ул. Нестерова, д. 4-а, кв. 25.

Телефон (8312) 36-96-34.

С 29 июля телефонные номера заменяются на семизначные, и телефон должен стать (831) 436-96-34.

Некоторые дополнительные сведения можно получить на сайте

www.krahmira.narod.ru

Используются технологии uCoz